Глава Госценинспекции:
Это - преступление, если мы "отпустим" рынок лекарств
В Украине резко
подорожали лекарства. Участники рынка объясняют происходящее скачком курса
доллара. Но глава Госинспекции по контролю за ценами Александр Киселев заявил в
интервью УНИАН, что это – не главная причина: цены растут из-за коррупции и
банальной жадности.
- В Украине
значительно выросли цены на лекарства. Каков скачок стоимости медпрепаратов по
оценке Госинспекции?
- Все лекарственные
средства можно условно разделить на две категории: первая – где цены подлежат
государственному регулированию, вторая -
где цены формируются в свободном режиме. Регулируемые цены выросли на
60-70%, нерегулируемые - на 90-100%.
- Верно ли
утверждение, что подорожали преимущественно импортные препараты?
- Частично - да. Рынок
фармпрепаратов в Украине зависит от импорта на 70%, и именно импортеры имели проблемы с
растаможиванием после введения 7% ставки НДС и сильно пострадали от скачков
курса валют (парламент 27 марта т.г. принял закон о предотвращении финансовой
катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине, которым
устанавливается 7% ставка НДС на лекарственные средства, а также некоторые
изделия медицинского назначения как импортного, так и отечественного
производства – ред.). Отечественные же производители имели большие запасы
препаратов на складах. Но в апреле на отечественные лекарства розничные цены,
которые подлежат регулированию, выросли на 65%, в то время как на импортные -
на 63%, нерегулируемые цены на отечественные препараты поднялись на 53%, на
импортные – на 58%. Эти данные были получены после того, как наши сотрудники
проанализировали информацию по более 6,7 млн. лекарственных ценовых
позиций, месячный объем продажи которых – около 330 млн. грн., это - примерно
10-15% годового оборота фармрынка в Украине.
- Что значит
«проанализировали»?
- Мы запрашивали у
производителей и импортеров, в аптечных сетях информацию по специальному
поручению Кабмина и анализировали ее.
- Почему отечественные
препараты подорожали примерно настолько же, насколько и импортные?
- Они (препараты –
ред.) «отечественные» с определенной долей условности. Все сырье украинские
производители закупают за границей, отсюда и привязка к курсу валют.
Производители также несут затраты, в том числе и на энергоносители, цены на
которые зависят не от Украины. А вот большая часть импортных лекарств была
завезена по старому курсу валют, препараты стояли на границе, когда ввели 7%
ставку НДС. Затем импортеры разбирались с трактовкой нормативной базы: никто не
знал, как правильно пересчитывать цены. Сейчас проблем на таможне нет. Но
получилось так, что цены в валютных контрактах не росли, зато выросли в
рознице, в аптеках.
- То, что компания
завезла лекарства по старой цене, а продает - по новой, как-то проверяется?
- Компания-дистрибутор
имеет право проводить перерасчет цен, исходя из курса доллара на момент продажи
товара аптечной сети, а уже потом наценки устанавливают сами аптеки. Эта норма
прописана в постановлении Кабмина №333 «Некоторые вопросы государственного регулирования
цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Так что,
все вполне законно. Вопрос только в том,
что перерасчет должен проводиться,
исходя из курса доллара на межбанке. Мы учитываем это, когда проводим
проверки правильности установления цен на фармпрепараты и изделия
медназначения: если курс был завышен, все незаконно заработанное изымается в
доход государства, плюс штраф на такую же сумму. Это касается всех нарушений,
которые выявляются Госценинспекцией.
- Можно ли сказать,
что подорожание лекарств, в первую очередь,
связано с курсом доллара и политической ситуацией в стране?
- Можно. Растаможка
один день происходила по одному курсу, на следующий – по другому, а курс имел
тенденцию к росту. Соответственно, 60-70% подорожание – исключительно из-за
курса. Сюда же – введение 7% ставки НДС на лекарства. По большому счету, НДС –
механизм контроля объема и стоимости препаратов, и, теоретически, – хороший
механизм, который мог бы серьезно повлиять
на рынок. Завышение стоимости, которое раньше практиковалось импортерами и
позволяло декларировать в Минздраве заоблачные цены, теперь невыгодно – потому
что нужно платить НДС. Да, в перспективе НДС должен быть компенсирован из
госбюджета, но все мы знаем, что это - долгая песня, а рынок привык
зарабатывать здесь и сейчас. Но целесообразность введения налога именно в
условиях валютных колебаний, политической нестабильности и экономических
сложностей для меня сомнительна.
- Что сделало
правительство для стабилизации цен? Реально ли их снижение?
- Уже состоялись
несколько заседаний правительственных комитетов, три встречи различного уровня,
в том числе под председательством Премьер-министра
Арсения Яценюка. К сожалению, до сих пор не принято ни одно реальное решение.
Что это - паралич власти или сговор с бизнесом - мне трудно объяснить. Но как
руководитель Госцениспекции могу констатировать факт - ситуация усугубляется. С
теми полномочиями, которыми наделена наша инспекция, изменить ситуацию нельзя.
Механизм ценообразования намного глубже, и Госценинспекция не влияет на него.
Повлиять может только правительство, применив системные, в том числе силовые,
рычаги.
- Какие решения должны
были принять и не приняли? Какие варианты выхода из ситуации обсуждались?
- Референтное
ценообразование – раз, введение требования об обязательном получении заключения
Госценинспекции относительно
экономической обоснованности цены перед ее декларированием – два. По
состоянию на сегодня, проект постановления о введении референтного
ценообразования заблокирован представителями фармрынка, а о предоставлении
права Госценинспекции проводить экспертизы заявленных цен – Минздравом.
- Как Вы считаете, что
может помочь снизить цены на лекарства до уровня, доступного потребителям?
- Усиление
государственного регулирования и контроля обязательно приведет к снижению цен.
Прозрачное регулирование цен – нормальная
мировая практика. В большинстве стран-членов ЕС существует
государственное регулирование цен в той или иной форме, в рамках которого
фармацевтическим компаниям разрешается устанавливать расценки, обеспечивающие
получение так называемой «справедливой» для общества нормы прибыли.
Регулированию подлежат как цены на лекарственные средства, которые оплачиваются
за счет госбюджета, так и на те, которые продаются по рецептам и без них.
Например, произвела некая компания онкологический препарат, она его отдает в
сеть по определенной цене. Но наши коммерсанты, которые преуспели в
формировании различных схем, уже давно открыли в других странах свои фирмы,
которые являются оптовыми покупателями и затем перебрасывают это лекарство
через границу Украины уже совершенно по другим ценам. Мы фиксировали такие
случаи, но, к сожалению, у нас нет возможностей, чтобы официально объявить это
как факт. Потому что тогда огромные финансовые потоки будут перекрыты, нужно
будет открывать уголовные дела, в которых будут фигурировать очень известные в
Украине имена.
- Передавали ли Вы эту
информацию в правоохранительные органы?
- Мы имеем возможность
контролировать ценообразование только на таможенной территории Украины, а все
схемы, которые приводят к существенным завышениям цен, строятся за пределами
страны, через компании в оффшорных зонах. Эту проблему нужно решать на
законодательном уровне, так как в рамках нынешней нормативной базы за такие схемы
ответственность не предусмотрена, все как бы законно, однако государство
обязано вмешаться и ограничить аппетиты бизнеса. Именно власть должна думать о
том, сможет ли обычный пенсионер купить лекарство, а бизнес думает больше о том, как заработать.
Но, к сожалению, дирижером всего процесса является Минздрав. Эту систему нужно
сломать, и только тогда возможна эффективная работа по снижению цен на
лекарства.
- Были ли в Вашей
практике случаи, когда вы доказали, что та или иная компания существенно
завышает цены?
- Могу привести
показательный пример. Мы проверяли компанию «Медком МП Украина», которая импортирует в нашу страну изделия
медицинского назначения. В компании заявляли, что товар при импорте
переупаковывают, но наша проверка зафиксировала, что это не так - не менялась
ни первичная упаковка, ни штрих-коды. Но уровень наценки достигал 660-880%
вместо 10-25%, допустимых постановлением Кабмина. Компания оффшорная,
зарегистрирована на Кипре. Госценинспекция приняла решение изъять незаконно
полученную выручку на сумму 136 млн. грн. и оштрафовать на
такую же сумму. Сначала они пытались договориться, но не удалось. Угрожали мне
прямо в кабинете, что лишат меня возможности въезда в страны ЕС. Не получилось.
Включили в лоббирование своих интересов посла одного из европейских государств,
который писал письма премьеру об ухудшении инвестиционного климата. Не помогло.
Стали привлекать нардепов – мы получали письма, в которых парламентарии
почему-то задавались вопросом штрафа,
наложенного на оффшорную компанию. Между тем, Госценинспекция выиграла суд первой инстанции, по
представлению прокуратуры судом наложен арест на счета компании. Цены на их
товары (речь идет о презервативах и
других изделиях медицинского назначения) – в пределах 20-30 грн.,
это - сегмент низких цен. А теперь представьте, что происходит на рынке
жизненно необходимых лекарственных препаратов, которые стоят сотни и тысячи
гривен. Я подозреваю, что принципы формирования цен там могут быть такими же.
- Вы предлагаете
передать часть функций Министерства здравоохранения по регулированию фармрынка
другим ведомствам?
- Я полагаю, что нужно
реформировать всю контролирующую систему, и сейчас для этого в Украине очень
удачный момент – есть и политическая воля, и экономическая необходимость, и
социальный запрос. Я давно направил предложения по снижению количества
контролирующих органов в целом. Их слишком много, они подчинены разным
министерствам. Я предлагаю создать единую Государственную службу защиты
экономических прав и стандартов качества жизни граждан, упорядочить
законодательство и сбалансировать систему.
Сейчас существует
нелепая конфигурация, в которой, например, рынок лекарств и цен на них
контролирует исключительно Минздрав, что создает колоссальные коррупционные
факторы. Предприятие-импортер завозит препараты и декларирует цены в Миндраве,
и часто они взяты «с потолка». При этом схема выстроена так: одна компания
декларирует завышенные в 4 раза цены, но при этом препарат не продает, и
реально оштрафовать ее мы не можем – нет незаконно полученной выручки. Но такое
декларирование дает возможность другим импортерам продавать препараты по
«потолочным ценам», например, в 3 раза дороже, формально процедуру закона о
госзакупках не нарушая, но при этом «распиливая» 1,5- 2 миллиарда гривен в год
из бюджетов разных уровней.
Очередная редакция
проекта постановления о введении референтного ценообразования, подготовленная
Кабмином еще 2 месяца назад, до сих пор не запущена, потому что заблокирована
лоббистскими структурами фармрынка. В итоге власть вроде бы пытается что-то
сделать, но у нее не хватает то ли сил, то ли политической воли – я не знаю.
При этом метрологией и сертификацией управляет Министерство экономразвития и
торговли, а цены должны контролировать мы, качество в рознице –
потребинспекция. Но стандарты, техусловия, цены и качество – элементы одной
экономической цепочки, и какой смысл в существовании трех структур, если всем
этим может заниматься одна?
Под ценовым контролем
должны находиться и государственные закупки – сейчас никто не анализирует,
насколько вообще обоснована цена, по которой что-то куплено на тендере.
Проверяется соблюдение формальной процедуры, сроков, еще чего-то, но саму суть,
цену никто не проверяет. Очень часто цена никоим образом не обоснована. Это -
миллионы бюджетных гривен ежегодно. Вот самые необходимые шаги по борьбе с
коррупцией.
- А что конкретно Вы
изменили бы в системе декларирования цен на лекарства?
- Декларирование цен –
заявление. Импортер приносит в Минздрав
документы о том, что намерен продавать определенный препарат по цене,
например, в 19 грн. Минздрав соглашается, фиксирует цену, и все – можно
продавать, участвовать в тендерах. А кто-то вообще разобрался, почему именно 19
грн.? Почему не 5, почему не 30? Для этого и существует
ценовая инспекция и контроль механизмов ценообразования. После проверки
процедуры ценообразования, сравнения заявленной цены со стоимостью аналогичных
препаратов в соседних государствах можно либо соглашаться с декларацией
импортера или украинского производителя, либо нет. Вот это – контроль рынка.
- Расскажите, как
должно действовать референтное ценообразование?
- Референтное
ценообразование – анализ и сравнение цен на препараты и их аналоги в
определенных государствах. Например, если Госценинспекцию, наконец-то, наделят
правом выдавать заключения об экономически обоснованном уровне цены на
лекарства, мы при расчете, кроме, конечно, цен производителя, будем принимать
во внимание цены на такие же препараты в других странах – Словакии, Болгарии,
Молдове, Польше. Если лекарственные средства в данных странах не представлены,
будем смотреть цены на аналогичные препараты в Латвии, Венгрии, Сербии,
Украине, и устанавливать предельную оптовую цену на тот или иной препарат.
Кроме того, будут
учитываться и средневзвешенная цена, и объем продаж на рынке Украины за
предыдущий год. То есть, на лекарства,
которые пользуются самым большим спросом, можно будет снижать цены – это
совершенно реально. Что важно - граждане смогут из открытых источников
узнать максимальную розничную цену и вместе с нами контролировать
фармацевтический бизнес. Если установленные граничные цены будут в аптеках
превышены, то они смогут оперативно информировать об этом Госценинспекцию,
которая будет проводить проверки и штрафовать нарушителей.
- Антимонопольный
комитет недавно заявил, что исследует рынок лекарственных средств из-за
многочисленных жалоб на завышение цен. Исследование проводится совместно с
Госценинспекцией?
- К сожалению, нет. И
мне жаль, что Антимонопольный
комитет занимается этим без
участия Госценинспекции. Это больше похоже на политическое заявление, чем на
исследование, честно говоря. А эффективность таких заявлений мы помним: в
прошлом году Антимонопольный комитет обвинил продовольственный ритейл в
сговоре, и что? Пока ничего не доказано, насколько мне известно.
- На днях глава
Минфина заявил, что курс может стабилизироваться на уровне 11 грн/долл. Поможет
ли это снижению цен на лекарства?
- Цены будут
снижаться, только если государство вмешается в систему ценообразования. Если вы
ждете, что курс 11 грн. за доллар приведет к упорядочиванию цен на
рынке лекарств – не ждите, не приведет. Однако эффективная государственная
политика на фармацевтическом рынке может привести к снижению цен на лекарства,
как минимум, на 20-30% даже в условиях валютных проблем. Либеральная экономика
к ценам на лекарства не имеет отношения, и иметь не может. Это - преступление,
если мы отпустим рынок лекарств в «свободное плавание». Потому что, к
сожалению, предела человеческой жадности, как выяснилось, нет.
- Итак, давайте
подведем итог. Если анализировать цену на лекарства, сколько приходится на коррупцию, а сколько -
на доллар и НДС?
- Наши специалисты
просчитывали, что примерно 60-70% подорожания –
валютный курс. Вторая по значимости составляющая – валютные риски.
Импортеры закладывают их в цену, потому что аптеки рассчитываются с ними через
30 дней в гривне, а они оплачивают свои контракты в долларах. Это примерно
10-15% общего подорожания. Остальное – попытка заработать в условиях
политической нестабильности, ослабления госконтроля. Если бы система
государственного контроля была жесткой и с гарантированными и адекватными
финансовыми санкциями, на рынке был бы порядок.
Беседовала Дарья Андреева,
ИА "УНИАН"