Следует повышать ответственность бизнеса за качество
производимой продукции – Николай Поединок
Кадровая
политика, проводимая в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины,
а также в подконтрольных ему центральных органах исполнительной власти,
вызывает особый интерес участников зернового рынка, поскольку им придется в дальнейшем сотрудничать с этими людьми и от них
будет зависеть, насколько рынок будет либерализован или зарегулирован.
Безусловно, особый интерес был проявлен к назначению на должность председателя Государственной инспекции сельского хозяйства Украины
Николая Поединка, который ранее уже занимал руководящие должности в
ведомстве. Н.Поединок любезно согласился поделиться с АПК-Информ своими планами
на посту руководителя инспекции.
-
Николай Сергеевич, Вы достаточно долго работали на руководящей должности в
Государственной инспекции контроля качества сельхозпродукции и мониторинга ее
рынка и практически год (декабрь 2010 г. – ноябрь 2011 г.) возглавляли
Государственную инспекцию сельского хозяйства Украины. Вернувшись на должность
руководителя ведомства, какие первые шаги Вы намерены сделать, и что из
запланированного Вами уже реализовано?
-
Первыми шагами на посту станет борьба с коррупцией, создание «горячих»
телефонных линий для аграриев, а также помощь коньячной и виноградарской
отрасли выжить.
Первыми
проблемами, с которыми я столкнулся после назначения, являлись полная
разбалансированность работы Госсельхозинспекции и уровень профессионализма ее
сотрудников: нам не хватало настоящих специалистов, которые бы четко выполняли
свои функции. То же самое и в территориальных органах. Сейчас мы сосредоточили
нашу работу на выполнении в полном объеме задач, определенных положением о
Госсельхозинспекции. Также мы приступили к подбору специалистов для надзора и контроля за соблюдением земельного законодательства и
использования земель, за качеством и безопасностью семян, зерна и продуктов его
переработки, а также овощной продукции. Все меры вводятся с учетом интеграции в
соответствии с мировыми требованиями. Кроме того, особое внимание мы сейчас
уделяем организации государственного арбитражного контроля, чтобы каждый
аграрий мог обратиться в государственные лаборатории и за небольшие средства и
по единой цене на территории всего государства иметь полную, достоверную информацию
о качестве своей продукции.
-
Ведутся ли работы по усилению законодательной базы?
-
Да, мы сейчас усилили законодательную работу. К примеру, разработан
законопроект «О семенах и посадочном материале». Он должен упростить систему
госнадзора на этом рынке, но при этом существенно увеличить ответственность за
нарушения на нем. Проект закона «О внесении изменений в некоторые законы
относительно упрощения технического надзора за сельхозмашинами» предполагает
отмену периодического технадзора машин и переход к плановому.
Сейчас
отрабатываем новую редакцию Закона «О винограде и виноградном вине». В нем
предложено ввести систему ответственности за производство вина в случае
нарушения требований технических регламентов или стандартов, а также доведение
винопродукции, которая идет на прилавки в торговые сети, до базовых кондиций
согласно основным требованиям качества и безопасности продукции виноделия.
-
На сайте Госсельхозинспекции было опубликовано сообщение о том, что ведомство
будет бороться с коррупцией в инспекции. Были ли вами уже предприняты какие-то
меры в этом направлении? И что в целом планируется сделать для преодоления
коррупции в ведомстве?
-
Я думаю, вы сами помните, сколько было различной информации в средствах
массовой информации о коррупции, которая существовала в инспекции. Такого не
должно быть. Я никогда это не приветствовал и всегда говорил, что нужно
проводить жесткую кадровую политику.
Чтобы
побороть коррупцию, в центральном аппарате и территориальных подразделениях
созданы соответствующие комиссии и проводятся расследования и проверка всех
сотрудников на профессионализм и честное выполнение своих служебных
обязанностей. В некоторых подразделениях уже прошла замена кадров, как
руководителей, так и обычных работников. На коррупционную составляющую влияет
фактор низкой заработной платы, поэтому нужно ее увеличивать, но в сегодняшнем
сложном экономическом положении для нашего государства сделать это быстро не
получится, хотя это также является одним из вопросов, над которым я буду
работать.
Только
за первую неделю моей работы в центральном аппарате Госсельхозинспекции я
уволил с работы 21 человека. Конечно, не все они были задействованы в
коррупционных схемах, но также повлиял фактор недостаточного уровня
профессионализма и необходимой квалификации. Отстранены от исполнения
обязанностей руководители территориальных отделений инспекции 4 областей –
Кировоградской, Херсонской, Одесской, Ривненской. Сегодня работает много
комиссий, расследующих случаи злоупотребления полномочиями. Уже возбуждены
прокуратурой по нашей инициативе уголовные дела. Также мы провели множество
проверок на местах, начиная с работы рядового инспектора и заканчивая
руководством. Иными словами, процесс «очистки» продолжается.
Сейчас
решается вопрос и о возвращении системы платных услуг, которые будут
предоставлять бюджетные учреждения, в первую очередь лаборатории нашей
инспекции. Вскоре после этого сможем существенно повысить зарплату работникам.
Это станет стимулом работать честно и зарабатывать средства на развитие.
Также,
по моему мнению, надо ограничить полномочия инспектора, чтобы лишить его
возможности административного влияния на субъект. То есть сделать так, чтобы
его подпись не была решающей (например, чтобы последнее слово было за
общественными организациями). В этом плане, думаю, изменений можно ожидать уже
с осени.
-
26 апреля вступил в силу закон Украины, отменяющий сертификацию зерна и
зерновых складов. В каких случаях все-таки необходимо проводить процедуру
сертификации? И как принятие данного документа может повлиять на деятельность
инспекции?
-
Да, отменены сертификат качества зерна и продуктов его переработки при экспорте
зерна и сертификат соответствия на услуги хранения зерна. По моему мнению,
первый документ надо вернуть. Ведь теперь сферу экспорта зерна наше государство
не контролирует вообще. Также нужно ввести обязательный контроль
за качеством плодоовощной продукции, продукции виноделия и производства
коньячных спиртов, поскольку рынок фальсификата в этой области виноделия очень
большой. Недавно мы проверяли винодельческую продукцию одного и того же завода,
одной и той же марки, только разных партий. Так в одной бутылке виноградное
вино, а в другой – вода и различные химические добавки. Но по внешнему виду и
вкусовым качествам содержимое бутылок почти не отличается. А еще, считаю,
следует повышать ответственность бизнеса, предоставляя ему возможность
сертифицировать продукцию добровольно. В Европе государственных контролирующих
органов мало, и проверки они проводят редко. Но если там у кого-то будет
обнаружена некачественная продукция, то это означает конец его репутации и
фактически крах бизнеса.
А у нас
никакой ответственности. Подумаете сами, можно ли занимающегося
контрабандой напугать штрафом в 1700 грн? Например, в Швеции, если у фермера на
поле находят одно ГМ растение, он должен заплатить штраф 800 тыс. евро. А у нас
за ГМО никого наказывать не будут. В законе только указано «запрещено».
А чего
стоит законодательная норма, где говорится, что мы за 10 дней должны
предупредить производителя о проверке? Ведь при таком подходе выявить нарушения
невозможно: за 10 дней можно даже переоборудовать технологическую линию. По
этим вопросам мы собираемся внести соответствующие предложения к власти,
однако, к сожалению, украинским парламентом законодательство часто принимается
под влиянием бизнес-групп, которые лоббируют
исключительно собственные интересы. Используя законодательные ниши, наш рынок
заполонила некачественная продукция.
-
Согласно Соглашению об ассоциации с ЕС в Украине должен быть изменен подход к
контролю качества сельхозпродукции. В чем заключаются эти изменения, и готовы
ли украинские лаборатории к работе в новых условиях?
-
Раньше в системе АПК работало много государственных лабораторий. Сейчас их уже
нет. Мы хотим их возобновить, чтобы создать здоровую конкуренцию на этом рынке,
поскольку верить частным лабораториям не всегда можно. Часто за такими
лабораториями стоят обычные проходимцы, у которых нет ни оборудования, ни
специалистов, которые за деньги, понятное дело, и без проверок ставят
соответствующие штампы в документы о качестве продукции. Гослаборатории должны
стать своего рода арбитражем между субъектами, которые занимаются
производством, переработкой и реализацией сельхозпродукции.
Госконтроль,
в первую очередь, позволяет получать высокоточные результаты исследований по
умеренным ценам, а также это создаст на рынке конкуренцию, благодаря которой
можно регулировать цены на услуги лабораторий и не завышать их. В Европе как
раз работают и государственные, и частные лаборатории. При этом первые
выборочно проверяют результаты анализов вторых. Для того чтобы не было
коррупционной составляющей, на проверяемом материале стоит шифр, а не название
производителя или лаборатории, поэтому инспектора не могут вычислить заказчика
и исполнителя, чтобы потребовать мзду за удовлетворительный результат проверки.
Да и ответственность за недостоверность предоставленных данных в актах или
протоколах очень высока. Поставил подпись и печать – отвечай. А у нас кто за
что отвечает? Идем в магазин и думаем, можно брать тот или иной товар или нет.
Хотим, чтобы и у нас, в Украине, заработала такая система лабораторий.
Беседовал
Святослав Ткаченко