Украина
вступает в режим жесткой экономии. Правительство готово идти на непопулярные
шаги для преодоления кризиса. Одной из самых капиталоемких и коррупционных
отраслей является энергетика. Еще в начале марта Министерство энергетики и
угольной промышленности и Национальная комиссия по регулированию энергетики
(НКРЭ) обратились к компаниям всех форм собственности с требованием сделать все
для оптимизации собственных затрат.
В
интервью УНИАН глава НКРЭ Сергей Титенко
рассказал, как будут бороться с аппетитами компаний-игроков на рынке
электроэнергии, а также стоит ли ожидать повышения тарифов на электроэнергию
для населения уже в этом году.
-
Сергей Михайлович, самый главный вопрос, который интересует всех – состоится ли
в этом году повышение тарифов на электроэнергию для населения?
- У нас
каждый год ведутся дискуссии о том, что нужно что-то менять. Однако в виду
большого количества факторов идеи не воплощаются в реальность, поскольку все
время мешают какие-то ограничения.
Хотелось
бы отметить, что сегодня можно и нужно решать задачу повышения цен для тех, кто
потребляет много электроэнергии, то есть, для потребителей, которые имеют
полный комфорт: полы с подогревом, большие освещенные земельные территории,
несколько холодильников, телевизоров, спортзалы, электрические бани и т.д. При
этом совершенно очевидно, что есть необходимость четкой градации потребителей.
Есть такие, которые имеют централизованное отопление, газ, а есть те, кто в
силу тех или иных причин просто вынуждены использовать только электроэнергию, в
том числе и на отопление.
Именно
поэтому НКРЭ считает, что в тех случаях, когда в домах установлен
электрообогрев, 3600 кВт/ч в отопительный сезон на одного абонента и 800 кВт/ч летом, когда отопления не нужно, - это вполне приемлемые
цифры.
Но
возьмём обычного абонента, который потребляет более 500 кВт/ч
электроэнергии в месяц. Это - уже серьезный бытовой потребитель. Повторюсь, это
могут быть и полы с электроподогревом, и два холодильника плюс какой-нибудь винный
шкаф, и зимний сад, и камин, и сауна. Этот факт свидетельствует о том, что
часть абонентов имеют достаточные доходы для того, чтобы приобретать всю эту
технику. И мы вполне можем рассмотреть вопрос, в каком диапазоне
возможно повысить тариф на электроэнергию таким потребителям.
Для всех
остальных вопрос повышения - вопрос точечных, или как еще их называют адресных
дотаций. Для этого нужно разработать соответствующий механизм. Полагаю, что на
разработку документа такого рода 2-3 месяца – оптимальный срок.
Актуальной
с точки зрения НКРЭ должна стать масштабная программа популяризации политики
энергосбережения среди населения. Как показывает опыт, важнейшим стимулом
экономить электроэнергию является все же уровень ее цены.
-
Сколько промышленность теряет из-за низких тарифов для населения?
- В 2013
году - 34,4 млрд грн. Именно эту сумму промышленность,
грубо говоря, переплачивает за население, то есть, тарифы для небытовых
потребителей (а это все, кроме населения) завышены приблизительно на 20%, что соответственно
находит своё отражение в ценах на конечную продукцию, товары и услуги.
-
На сколько планируете сократить объем субсидий, если
удастся найти богатых потребителей?
- Если
выявить богатых потребителей, которые ежемесячно потребляют свыше 500 кВт/ч
электроэнергии, объем перекрестного субсидирования сократится на 1 млрд грн. Чтобы достигнуть такого результата, необходимо
всем богатым потребителем установить тариф на уровне более гривни за кВт/ч.
Сейчас в среднем все бытовые потребители платят 26 коп.
(без учёта НДС). То есть, фактически население
оплачивает лишь четверть реальной стоимости электроэнергии.
Безусловно,
это - капля в море. Речь должна идти о том, как ликвидировать диспропорцию в
размере 34,4 млрд грн. Целесообразно, чтобы государство
предусмотрело необходимые суммы на адресные дотации для уязвимых и социально
незащищенных потребителей, а все остальные при этом должны платить по
розничному тарифу. В Украине практически самые низкие тарифы для населения
среди стран СНГ и Европы. Во всем цивилизованном мире цена для населения
значительно выше, чем для промышленности. Это - нормальная практика. Так,
кстати, было и во времена СССР. А у нас сейчас обратная ситуация -
промышленность платит больше, чем население, при этом наметилась стойкая тенденция
к постоянному росту цен для небытовых потребителей. Отсюда и завышенные цены на
их продукцию, товары и услуги, на что население никак не может повлиять. В то
время как собственное потребление электроэнергии на бытовые нужды и,
соответственно, расходы по ее оплате, человек вполне способен контролировать и
оптимизировать.
-
Если снизить тариф для промышленности, то и продукция подешевеет…
- По
идее, да. Те же заводы, даже риэлтерские фирмы, должны уменьшить стоимость
своих услуг при снижении цены на электроэнергию, ведь часть затрат на оплату
электроэнергии в стоимости товара или услуги снизится.
В
конечном итоге общество может лишь выиграть от того, что произойдет
одновременное увеличение цены на электроэнергию для населения (параллельно с
обязательным обеспечением адресной помощи всем малоимущим) и снижение тарифов
для всех небытовых потребителей. Это - потенциал дополнительного выпуска
товарной продукции, в т.ч. на внешних рынках, роста поступлений налогов в
бюджет, создания новых рабочих мест.
-
А энергокомпании готовы оптимизировать свои затраты? Не будут они с одной
стороны покупать мерседесы, а с другой - требовать повышения тарифов для
населения?
- Очень
важный вопрос. В настоящее время энергопоставляющие компании предоставляют нам
свои расчеты - сколько им нужно денежных средств на выплату зарплаты, покупку
необходимых материалов и топлива, ремонтные работы, на развитие и модернизацию
сетей, покрытие других статей затрат, необходимых для нормального обеспечения
своей лицензированной деятельности. При этом инвестиционная программа,
утвержденная Министерством энергетики и угольной промышленности и согласованная
местными властями, предоставляется в НКРЭ отдельно. Однако, совершенно
очевидным является тот факт, что любая компания хочет как можно больше
«накрутить» свои затраты, тем самым обеспечив рост тарифов. А учитывая интересы
потребителей и сегодняшнюю ситуацию это совершенно недопустимо. Перед нами
стоит очень непростая задача. Мы пытаемся в соответствии с методиками
объективно проанализировать, какие затраты та или иная компания может и должна
оптимизировать. С другой стороны, мы как регулятор, должны помнить о том, что
главной задачей электроэнергетики как отрасли, на которой базируется экономика
любой страны, является качественное, надежное и бесперебойное энергоснабжение
всех без исключения потребителей. И именно поэтому до бесконечности сокращать
затраты энергокомпаний просто невозможно.
Справедливости
ради нужно обязательно отметить, что нами были отмечены успехи нескольких
компаний, которые действительно начали покупать материалы гораздо дешевле,
нежели раньше. В частности, речь идет об изоляторах, электрических опорах и
т.д. На этом можно сэкономить достаточно серьезные суммы денег. Тщательно
изучив и проанализировав этот опыт, нами было принято решение обязать компании
экономить.
Что это
значит? А это означает, что в распоряжении компаний сумма денег остается та же,
однако при этом они обязаны выполнить работ на 20% больше.
-
А это отразится на проведении тендеров?
-
Давайте попробуем смоделировать ситуацию и при этом мыслить логически.
Допустим, завтра компания проводит тендер. Поскольку мы, условно говоря, дали
только 100 грн, а не 120 грн, то и тендер будет объявлен на эти 100 грн. Не
исключено, что на тендер при такой цене никто не придет. Но, принимая во
внимание тот факт, что любому производителю все-таки нужно продавать свою
продукцию, то вполне допустимо, что на тендер придут несколько производителей.
И совершенно очевидно, что настоящий открытый тендер приведет к тому, что
какой-то завод согласится на эту цену. Возможно, что у него есть риск потерять
в марже на единицу продукции, зато есть высокие шансы выиграть на количестве. Именно
поэтому, мы полагаем, что в результате цены чуть-чуть, но снизятся. Мы хотим
добиться положительного эффекта, когда за те же деньги плюс сэкономленные
реально будет выполняться гораздо больше работ, чем вчера.
-
А есть реальная потребность делать больше?
-
Потребность действительно объективная и требует громадных ресурсов.
Распределительные электрические сети Украины насчитывают около 900 тыс. км
воздушных и кабельных линий электропередачи напряжением 0,4-150 кВ, около 200
тыс. единиц трансформаторных подстанций напряжением 6-150 кВ общей
установленной мощностью более 200 тыс. МВА. И 73% из них перешли границу
износа. А ухудшение состояния электросетей приводит к аварийным ситуациям в
электросистемах. Нехватка финансовых ресурсов делает невозможным восстановление,
модернизацию и реконструкцию действующих электрических сетей всех классов
напряжения, а также строительство новых линий электропередачи. Сильно возросло
количество объектов, отработавших свой технический ресурс, поскольку
значительная часть электросетей и подстанций были построены еще в 60-70 годах
прошлого века. В распределительных электрических сетях напряжением 0,4-150 кВ
подлежат реконструкции и замене около 140 тыс. км электросетей, или 17% от их
общей протяженности, и 19% трансформаторных подстанций. Кроме того,
неудовлетворительное состояние электрических сетей, их несоответствие
действующим нормам и режимам электропотребления приводит к значительному росту
технологических затрат при транспортировке электроэнергии. Таким образом, недостаток
финансирования для модернизации и реконструкции действующих электрических сетей
и электрических подстанций и строительства новых снижает надежность работы
Объединенной энергетической системы Украины в целом.
В свою
очередь снижение надежности и качества энергообеспечения впоследствии может
привести к невозможности обеспечения необходимой мощностью потребителей
электрической энергии, что самым негативным образом повлияет на экономическую
эффективность смежных отраслей промышленности.
-
Что будете делать с теми компаниями, которые в силу определенных причин не
будут исполнять ваше требование?
-
Контроль как выполнения инвестиционных программ, соблюдения тендерных процедур,
так и целевого использования тарифных денег у нас всегда был на достаточно серьезном
уровне. Вполне возможно, что мы будем вынуждены его ужесточить. Сегодня у
компаний нет времени на раскачку. Время диктует необходимость выявления скрытых
резервов компаний и проявления способностей антикризисных менеджеров к умелому
и рациональному управлению ресурсами. Поэтому в случае невыполнения компаниями
наших требований мы будем их штрафовать, а в случае выявления и подтверждения
факта нецелевого использования средств – корректировать величину тарифа.
-
Во сколько оценивается объем электроэнергии в денежном эквиваленте на 2014 год?
- Мы
прогнозируем, что в этом году стоимость всей электроэнергии будет составлять
примерно 110 млрд грн. Из них в тарифе облэнерго - 15 млрд грн, а инвестиционная программа - 3,4 млрд грн. Наша
цель - способствовать тому, чтобы энергокомпании за эти 3,4 млрд
грн выполнили работ на 20% больше.
Ни одной
лишней копейки у компаний, кроме как привязанной к техническому перевооружению
и операционной деятельности, не будет. Сэкономили – молодцы, спасибо,
продолжайте в том же духе. Покажите, на что деньги направите, иначе завтра
денежные средства будут изъяты. Такова текущая политика.
Артем
Белоусов, ІА
«УНІАН»