• In English
  • Інтерв'ю Міністра освіти і науки Лілії Гриневич газеті "Факти", 02.09.2016
    опубліковано 05 вересня 2016 року о 13:01

    Министр образования рассказала "ФАКТАМ", как изменится школьная программа для первоклассников

    В Министерстве образования не раз заявляли, что в этом году первоклассники будут учиться по-новому, обещали не только облегчить школьную программу, но и сделать ее интереснее. Теперь оказалось, что в первом классе вообще не будет домашних заданий. А учащимся вторых — четвертых классов ничего не будут задавать ни на выходные дни, ни на каникулы. В будни домашние задания должны быть такими, чтобы на их выполнение ученик тратил не более 45 минут. Да и на уроках теперь многое будет по-другому. В частности, первоклассникам разрешат писать не ручками, а карандашами, а учителям настоятельно рекомендуют отказаться от использования красного цвета для исправления ошибок в тетрадях, так как психологи считают, что красный цвет травмирует психику ребенка. Впрочем, и упомянутые, и некоторые другие изменения коснутся только тех, кто в этом году пойдет первый раз в первый класс. Все остальные школьники будут учиться по старым правилам.

    О новшествах, которые ждут первоклассников, «ФАКТЫ» расспросили министра образования Лилию Гриневич.

    — Лилия Михайловна, сейчас родителей первоклашек волнует вопрос: кто все-таки будет учиться 12 лет? Коснется ли это нововведение детей, которые в этом году впервые идут в школу?

    — Нет. Новая украинская школа начнет работать через два-три года. Соответственно, 12 лет будут учиться дети, которые пойдут в школу в 2018-м. А 12-й класс появится не раньше 2029—2030 года.

    — Мнения родителей по поводу 12-летней системы обучения расходятся. Одни одобряют, другие уверены, что дети просто потеряют год. Дескать, учиться до 18 лет — это слишком уж долго…

    — Важно, чтобы все понимали: «Новая украинская школа» (именно так называется проект, над которым мы сейчас работаем) — это не просто дополнительный год обучения. В первую очередь, это новое содержание образования. Изменится все: цели обучения, программы, учебники. Для чего все это делается? Дело в том, что школа давно перестала быть единственным местом, где ребенок получает новую информацию (как это было в XX веке). Современные дети мыслят не так, как их одногодки 30 лет назад. Они с детства привыкли к гаджетам и информационным технологиям, и их уже очень трудно заинтересовать старыми методиками обучения. В XXI веке бессмысленно пичкать ребенка только теоретическими знаниями. Для того чтобы успешным в жизни, ему теперь нужны другие навыки: умение критически мыслить, анализировать большой поток информации, искать нестандартные подходы к решению практических задач и жизненных проблем. Все дети (а не только будущие инженеры) должны стать инноваторами в жизни. Наша цель — вырастить личность, ответственного гражданина, патриота. Именно для этого требуется 12-й год обучения. Но не раньше, чем мы качественно изменим содержание образования и подготовим педагогов к работе по новым правилам.

    — Несмотря на то что проект «Новая украинская школа» запускают только с 2018 года, программы для первоклассников изменятся уже сейчас. Какие новшества ждут учеников младшей школы?

    — В рамках действующего госстандарта мы обновили программы для начальной школы, чтобы учащиеся не теряли здоровье и интерес к учебе. Мы выложили их в Интернете на публичной платформе EdEra. Там каждый желающий может оставить свой отзыв и внести какие-то предложения. И мы увидели беспрецедентную активность. За два месяца получили более восьми тысяч комментариев от четырех тысяч человек. Предложения вносили учителя, родители, общественные деятели. Мы эти предложения учли.

    Что изменится? В первую очередь, убрали дублирование. До сих пор в программу начальной школы добавляли все больше новой и второстепенной информации, которая потом повторялась в разных предметах. И оставалось мало времени на то, чтобы ребенок мог качественно усвоить базовые знания. А это важно для дальнейшего успешного обучения в средней и старшей школе. Например, математика. Мы привыкли, что детей заставляют зубрить таблицу умножения. Но ее не нужно просто зубрить! Учитель должен сразу показать примеры и задачи, в которых она применяется, чтобы дети понимали, для чего они это учат, чтобы им стало интересно.

    — Читала, что изменятся программы по всем предметам. Это правда?

    — Да, все. Мы обновили тексты для чтения, чтобы детям стало интересно читать. Подобрали произведения современных детских писателей — они войдут в новую хрестоматию для начальной школы. В ближайшее время она будет напечатана, и мы передадим эти книги в школьные библиотеки.

    Или английский язык. До сих пор шестилетние дети значительную часть времени тратили на копирование графического изображения словосочетаний. Зачем это нужно, если ребенок только учится писать на украинском языке? Вместо этого ребенка нужно заинтересовать благозвучием английского, ритмом, предложить ему запоминать английские фразы. Главное — чтобы ребенку нравилось общаться на этом языке.

    — Готовы ли к таким изменениям учителя? Ведь учебников, составленных по новой программе, нет.

    — Безусловно, учителям нужно помогать. Но учебник — это не единственный источник информации для детей. Постепенно мы будем выкладывать дополнительные методические материалы на интернет-платформе EdEra. А есть вещи, которые из учебников, наоборот, нужно убрать. Извините, но когда в учебнике для первого класса уже на девятой странице написано, что «ноль — это отсутствие элементов множества» — это уж слишком. Думаю, хорошие учителя и раньше не требовали от шестилетних детей заучивать подобные определения. Тем не менее в учебниках они есть. И сейчас мы просим учителей не обращать на это внимания. Через некоторое время школьник, несомненно, поймет, что это значит, но в первом классе это только отобьет у него желание учиться.

    — Слышала, что детей теперь не будут оценивать на уроках физкультуры, да и нормативов как таковых не будет. Это правда?

    — Для начальной школы мы действительно отменили нормативы. Физкультура — это предмет, по которому в принципе не нужны оценки. Кроме того, в учебных программах по физкультуре, которые действовали до сих пор, практически не было игр. А как без них, если мы хотим, чтобы ребенок получил от урока удовольствие? Поэтому программы были существенно доработаны.

    — Слышала также, что отменят скоротечнее…

    — Действительно, будет отменено чтение на скорость. Безусловно, темп чтения — это важно, ведь к пятому классу ребенок должен быть готов много читать. Но темп нужно формировать через осмысленную технику чтения. В первую очередь ученику нужно понимать, что он читает, текст должен быть ему интересен. А когда ребенка ставят перед классом и с секундомером в руках проверяют, сколько слов он прочитает вслух за минуту, для него это серьезный стресс. Поэтому от такого оценивания мы отказались. Главное, чтобы школьник смог понять и проанализировать прочитанное. Важно обучить детей думать и свободно выражать свои мысли. Этому можно научить с помощью эссе(сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. — Ред.). Его все учащиеся будут писать в третьем классе. Это даст пространство для творчества и научит мыслить креативно.

    — Правда, что первоклассники теперь будут писать не ручками, а карандашами?

    — Да. Пока ребенок только учится писать, мы рекомендуем давать ему не ручку, а карандаш с резинкой. Если допустил ошибку, не нужно все заново переписывать — можно стереть неправильную букву. Это делается для того, чтобы не подвергать первоклассников лишнему стрессу и научить исправлять свои ошибки, а не бояться их. Страх ошибиться навсегда может закрыть ребенку путь к исследованиям, собственным открытиям и изобретениям. А ведь в жизни очень мало задач с готовыми ответами. Поэтому учитель должен наблюдать и решить, когда ребенок готов перейти с карандаша на ручку. А ученик должен воспринимать это как вознаграждение за старание.

    — А учителям запретят делать исправления красной ручкой?

    — Мы не рекомендуем использовать красный цвет в работе с детьми, которые только пришли в школу и находятся в так называемом адаптационном периоде. Лучше выбрать другие цвета, потому что красный — цвет предупреждающий. Правда, педагог имеет право выбирать. Возможно, эти нюансы кому-то покажутся незначительными. Но это важно, если мы хотим, чтобы ребенку нравилось ходить в школу.

    Кстати, родители первоклассников тоже могут ознакомиться с новыми программами. Мы призываем всех родителей заходить на EdEra, смотреть, изучать и участвовать в процессе.

    — А что делать, если учитель не хочет работать по новым правилам?

    — Для начала попробовать поговорить с ним. Если не поможет, стоит обратиться к руководителю учебного заведения. Но если и там вашу просьбу не услышат, нужно сообщить об этом в управление образования. Сейчас для нас важно понять, готовы ли к таким нововведениям учителя. Мы всячески стараемся их заинтересовать — проводим на местах конференции и совещания. Из того, сколько учителей участвовали в обсуждении проекта, можно сделать вывод, что заинтересованные есть.

    Более того, многие преподаватели вводили подобные изменения в своих классах самостоятельно, без каких-либо директив. Это креативные педагоги, которые понимают, что детей необходимо заинтересовать. Безусловно, есть и те, кто уверен, что советская система образования — лучшая и не нужно ничего менять. Достоинств этой системы никто не умаляет. Но нужно понимать, что она успешно работала в советском обществе, где, условно говоря, формировали человека-винтика, который должен был четко исполнять инструкции и делать то, что ему скажут. А сейчас другое время, другое общество и другие дети.

    — Лучшим стимулом для учителя было бы повышение заработной платы. Это возможно в ближайшее время?

    — Меня этот вопрос волнует в первую очередь. Можно долго мотивировать педагогов высокими целями, но если учителю придется думать о том, где бы найти подработку, чтобы прокормить семью, он физически не сможет уделять достаточно времени своему профессиональному развитию. Я как министр образования настаиваю, чтобы при формировании госбюджета учителей хотя бы немного продвинули вверх по тарифной сетке.

    — Новшества для начальной школы, о которых мы только что говорили, предусмотрены законопроектом «Об образовании». В этом же документе прописаны и другие, не менее важные реформы. Но ведь он еще не одобрен парламентом?

    — Законопроект полностью готов для повторного первого чтения, и его можно рассматривать хоть на первой же пленарной неделе. Принятие этого закона позволило бы нам двигаться вперед.

    — Этот документ предусматривает 12-летнее обучение. Какой будет структура новой украинской школы?

    — Школа будет делиться на начальную (первый — четвертый классы), среднюю (пятый — девятый классы) и профильную. В профильной школе старшеклассник сможет выбрать либо академическое, либо профессиональное направление. Тот, кто пойдет на академическое, будет углубленно изучать предметы, которые выберет сам. А через три года, то есть после 12-го класса, сможет поступать в университет. Второй вариант — профессиональное направление, выбрав которое, ученик одновременно с общим средним образованием получит и первую профессию. Кстати, в европейских странах большинство учащихся выбирают именно этот путь. Потому что потом все равно можно поступить в университет, но при этом у тебя уже будет профессия.

    Как изменится школьная программа

    Письмо

    Чтение

    Математика

    Информатика

    Первоклассники смогут пользоваться простым карандашом, время перехода на шариковую ручку учитель будет определять индивидуально.

    На усмотрение учителя допускается исправление или резинкой, или зачеркиванием. Аккуратное исправление, сделанное самим ребенком, не повлияет на оценку.

    Каллиграфическое письмо оцениваться не будет. Осталось только требование, что письмо должно быть аккуратным и разборчивым.

    Ученикам не будут снижать оценки за «неправильное» отступление количества клеток и строк.

    Из перечня требований изъята ежемесячная оценка за ведение тетрадей.

    Сложные слова для разбора звукового анализа перенесли в третий класс.

    Четко определенные по структуре текст-размышление и текст-изложение убрали из программы начальной школы — излагать мысли можно будет в более свободной, индивидуальной форме (эссе).

    Учителя не будут оценивать скорость чтения: сколько слов в минуту читает ребенок.

    В программу добавили произведения современных украинских писателей: Александра Дерманского, Леси Вороныны, Владимира Читая, Зирки Мензатюк, Олеся Ильченко, Марьяны Савки, Марьяны и Тараса Прохасько, Ирэн Роздобудько.

    Вместо разделения персонажей произведения на положительных и отрицательных детей будут учить анализировать их поступки.

    Первоклассники не будут заучивать наизусть таблицу сложения и вычитания в пределах 10, а ученики 2-го класса — в пределах 20. Вместо зубрежки они будут изучать сложение и вычитание на практических примерах.

    Во втором семестре 2-го класса дети должны выучить умножение чисел от 1 до 5. При умножении чисел от 6 до 9 можно пользоваться таблицей. Только в 3-м классе ученикам предстоит научиться умножать и делить без использования вспомогательных материалов.

    На овладение всеми навыками дается больше времени. Для младших классов разгрузят учебную программу.

    На уроках можно будет использовать свои гаджеты.

    Дети смогут рисовать в различных графических редакторах, а не только в стационарной программе, установленной на компьютере.