• In English
  • Інтерв’ю Голови Державної інспекції з контролю за цінами Олександра Кисельова тижневику «Газета 2000» від 30 травня 2014 року №22 (700)
    опубліковано 04 червня 2014 року о 18:00

    Председатель Государственной инспекции Украины по контролю над ценами Александр Киселев о работе над проверками

     

     

    - Александр Владимирович, как в целом в государстве работает система контроля над формированием коммунальных тарифов, и какую роль в ней играет Госценинспекция?

    - Порядок формирования коммунальних тарифов прописан постановлением  Кабинета Министров Украины №869 от 01.06.2011, и его обязаны соблюдать все предприятия, которые тарифы рассчитывают и все органы местного самоуправления, которые тарифы устанавливают. Государство определило порядок формирования тарифов на отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора и содержание жилых домов и придомовой территории – эти направления под нашим контролем. Отдельным органом власти формируется тариф на электроэнергию и розничные цены на газ для населения. Главный принцип, которым руководствовался Кабмин – обеспечение единого похода к формированию тарифов, без каких-то «местных особенностей».

    В августе прошлого года Госценинспекция получила полномочия по выдаче заключний об экономической обоснованности плановых затрат при формировании тарифов на комуслуги, которые устанавливаются органами местного самоуправления. Соответствующее постановление правительства № 602 вступило в силу 21 августа 2013 года («Деякі питання формування та встановлення тарифів на житлово-комунальні послуги»). Наша задача – проверять правильность всех расчетов и показателей, стандарты, нормативы расходов и потерь, технологические регламенты. Без заключения инспекции по контролю за ценами органы местного самоуправления не имеют права устанавливать тарифы на жилищно-коммунальные услуги. По сути это - предварительный контроль за тарифами.

    Однако на этом наши полномочия не заканчиваются – уже после установления тарифов мы имеем право проверять, выполнены ли наши требования. Если в ходе проверок выявляем нарушения - выдаем предписания органам местного самоуправления о необходимости их устранения  и обязательном проведении перерасчетов гражданам – то есть им должны компенсировать незаконно понесенные затраты. А сами предприятия должны заплатить штрафы, их должностные лица привлекаются к административной ответственности.

    - А если Госценинспекция будет исключена из процесса контроля за ЖК-тарифами на стадии их формирования, кто должен будет защитить население от их завышения?

    - Да, в Кабмине сейчас обсуждается вопрос об отмене постановления №602, и в этом случае инспекция потеряет право на предварительную проверку расчетов, а органы местного самоуправления смогут устанавливать тарифы без нашого заключнения. Но проводить проверки мы все равно будем -  согласно закону «О ценах и ценообразовании», потому что тарифы на коммунальные услуги отнесены к перечню регулируемых государством.

    Но проведение именно предварительной проверки было и будет всегда самым эффективным способом контроля, потому что именно оно позволяет выявить все ошибки, недочеты и попытки воровства, которые, давайте говорить открыто, встречаются нередко. Именно путем предварительного контроля  можно избежать обсчета потребителей. И если, допустим, для нас с вами, может, несколько десятков гривен в месяц погоды не делют, то для пенсионеров, например, это вопрос покупки или не покупки лекарств, а значит – вопрос выживания. Я намеренно не хочу нагнетать напряжение вокруг этого вопроса, но оно существует, и очень серьезное. И какой толк бабушке потом, что какой-то Киселев потом оштрафовал какого-то начальника ЖЭКа? Скорее всего – никакого.

    - Насколько грамотно и безошибочно устанавливают новые тарифы местные коммунальники?

    - В ходе проверок, которые мы проводили в прошлом году, нарушения были установлены в 81% случаев, так что можно говорить о том, что они носят массовый характер. В документах встречаются даже арифметические ошибки. Я не склонен подозревать всех в преступных намерениях, но внешний контроль нужен обязательно. Отработка расчетных документов позволила откорректировать плановые затраты так, чтобы избежать обсчета потребителей на миллионы гривен.

    - Как много времени уходит на проверку тарифов, которые предлагают местные коммунальные предприятия? С чем связаны самые большие сложности?

    - Норматив – 10 рабочих дней, в этот срок мы обязаны дать ответ или позитивный, или негативный. Вопрос в другом. Расчетная численность инспекторов для проведения такой работы – 1900 человек, реально сейчас этим занимаются 5 - да, именно 5 - сотрудников инспекции. Когда обсуждался проект постановления №602, мы соглашались на него с условием, что получим штатную численность, Министерство регионального развития обещало поддержать нас на уровне Кабмина. Однако все договоренности нарушены, в результате у нас в этом направлении абсолютно нечеловеческие нагрузки. Причем это главная для нас проблема не только по выдаче заключения об экономической обоснованности тарифов – кроме этой работы, за нами контроль за формированием и применением цен на большой перечень социально значимых продовольственных товаров и тысяч наименований лекарств. Какая ситуация на рынке лекарств, вам, я полагаю, известно. Исходя из общего объема полномочий штат должен быть  4 тысячи человек, реально – 150 человек. Решение о штатной численности принималось с голоса за заседании Кабмина почти 2 года назад, но с тех пор объем поставленных задач увеличился в 10 раз, а штатная численность осталась прежней. Мне 2 года – с 2012 до 2014-го -  не могли назначить заместителя, а месяц назад пошел на повышение мой первый заместитель, с тех пор у нас – 2 вакансии на руководящем уровне. Причем вопрос не в отсутствии кандидатур, а в том, что Министерство экономразвития по непонятным мне причинам просто игнорирует необходимость решения проблем инспекции. Но зато примерно раз в полгода озвучивается необходимость инспекцию или ликвидировать, или еще больше ослабить – а при этом недовольство населения ценами и тарифами только нарастает, нарастает, нарастает.  В прошлом году социологическая группа «Рейтинг» проводила исследование «Проблемы, которые беспокоят граждан». И проблему необходимости контроля за ценами люди поставили на 1 место среди проблем, которые волнуют  их лично. Я уверен, что последние политические события акценты изменили лишь временно, потому что вопросы экономического положенния всегда будут волновать людей больше, чем политика.

    - Имеют ли место больше факты преднамеренного или непреднамеренного завышения тарифов на комуслуги? С чем это связано?

    - Главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что на местах мало высококвалифицированных кадров. В крупных городах – более-менее понятная кадровая ситуация, а вот в поселковых и городских советах, сельсоветах – совершенно иная. Да, часто пытаются манипулировать сознательно, пользуясь монопольным положением и тем, что «лишних» 5 копеек потребители «не чувствуют», а в результате получаются миллионы. С другой стороны – как трактовать, например, попытки многоотраслевых предприятий  перекладывать расходы по одному виду услуг, где есть прибыль, на тот, который прописан как убыточный, попытки учесть в тарифах те работы, которые должны проводиться за счет местных бюджетов?

    -Часто ли бывают такие случаи, когда местная власть, имея влияние на коммунальщиков, заставляла их уменшать тарифы на услуги? За счет чего это возможно?

    -Мы не ведем такой статистики, наша работа – анализировать и проверять документы. Но я бы хотел напомнить, что органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы на экономически обоснованном уровне – то есть тариф должен покрывать затраты предприятия на оказание услуги. И если власти принимают сознательное решение о его занижении, например, по политическим причинам, то должны компенсировать предприятиям убытки. А демагогия приводит только к тому, что канализация по улицам течет годами. 

    -Какие механизмы будет иметь Госценинспекция в нових условиях, если проект постановления КМУ «Про внесення змін до порядків, затверджених постановами КМУ від 26 липня 2006 року №1010 та від 1 червня 2011 року №869» будет принят?

    - За нами останется право проведения проверок. Это не такой эффективный механизм, как предварительный контроль, и, думаю, сильно пострадают граждане. 

    -Ваши рекомендации по улучшению системы контроля за формированием тарифов в ЖКХ.

    - Моя позици такова: получение экспертного заключения Госценинспекции перед утверждением тарифов на местах должно быть обязательным. Я уже приводил статистику -  нарушения выявляются в 81% случаев. Однако для этой работы нужна адекватная штатная численность инспекции. Я был и остаюсь сторонником жесткой государственной политики в сфере контроля, которая не может и не должна быть заменена «либерализмом». Все развитые экономики – это системы с высоким уровнем государственного контроля, который обеспечивает такую простую вещь, как порядок.

     

    Беседовал Ярослав Дмитренко