Председатель Государственной инспекции Украины по
контролю над ценами Александр Киселев о работе над проверками
- Александр Владимирович,
как в целом в государстве работает система контроля над формированием
коммунальных тарифов, и какую роль в ней играет Госценинспекция?
- Порядок
формирования коммунальних тарифов прописан постановлением Кабинета
Министров Украины №869 от 01.06.2011, и его обязаны соблюдать все предприятия,
которые тарифы рассчитывают и все органы местного самоуправления, которые
тарифы устанавливают. Государство определило порядок формирования тарифов на
отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, вывоз мусора и
содержание жилых домов и придомовой территории – эти направления под нашим
контролем. Отдельным органом власти формируется тариф на электроэнергию и
розничные цены на газ для населения. Главный принцип, которым руководствовался
Кабмин – обеспечение единого похода к формированию тарифов, без каких-то
«местных особенностей».
В августе
прошлого года Госценинспекция получила полномочия по выдаче заключний об
экономической обоснованности плановых затрат при формировании тарифов на
комуслуги, которые устанавливаются органами местного самоуправления.
Соответствующее постановление правительства № 602 вступило в силу 21 августа
2013 года («Деякі питання формування та встановлення тарифів
на житлово-комунальні послуги»). Наша задача – проверять правильность всех
расчетов и показателей, стандарты, нормативы расходов и потерь, технологические
регламенты. Без заключения инспекции по контролю за
ценами органы местного самоуправления не имеют права устанавливать тарифы на
жилищно-коммунальные услуги. По сути это - предварительный контроль
за тарифами.
Однако на этом
наши полномочия не заканчиваются – уже после установления тарифов мы имеем
право проверять, выполнены ли наши требования. Если в
ходе проверок выявляем нарушения - выдаем предписания органам местного
самоуправления о необходимости их устранения и обязательном проведении
перерасчетов гражданам – то есть им должны компенсировать незаконно понесенные
затраты. А сами предприятия должны заплатить штрафы, их должностные лица
привлекаются к административной ответственности.
- А если
Госценинспекция будет исключена из процесса контроля за ЖК-тарифами на стадии
их формирования, кто должен будет защитить население от их завышения?
- Да, в Кабмине
сейчас обсуждается вопрос об отмене постановления №602, и в этом случае
инспекция потеряет право на предварительную проверку расчетов, а органы
местного самоуправления смогут устанавливать тарифы без нашого заключнения. Но
проводить проверки мы все равно будем - согласно закону «О ценах и
ценообразовании», потому что тарифы на коммунальные услуги отнесены к перечню
регулируемых государством.
Но проведение
именно предварительной проверки было и будет всегда самым эффективным способом
контроля, потому что именно оно позволяет выявить все
ошибки, недочеты и попытки воровства, которые, давайте говорить открыто,
встречаются нередко. Именно путем предварительного контроля можно
избежать обсчета потребителей. И если, допустим, для нас с вами, может,
несколько десятков гривен в месяц погоды не делют, то для пенсионеров,
например, это вопрос покупки или не покупки лекарств, а значит – вопрос
выживания. Я намеренно не хочу нагнетать напряжение вокруг этого вопроса, но
оно существует, и очень серьезное. И какой толк бабушке потом, что какой-то
Киселев потом оштрафовал какого-то начальника ЖЭКа? Скорее всего – никакого.
- Насколько
грамотно и безошибочно устанавливают новые тарифы местные коммунальники?
- В ходе
проверок, которые мы проводили в прошлом году, нарушения были установлены в 81%
случаев, так что можно говорить о том, что они носят массовый характер. В
документах встречаются даже арифметические ошибки. Я не склонен подозревать
всех в преступных намерениях, но внешний контроль нужен обязательно. Отработка
расчетных документов позволила откорректировать плановые затраты так, чтобы
избежать обсчета потребителей на миллионы гривен.
- Как много
времени уходит на проверку тарифов, которые предлагают местные коммунальные
предприятия? С чем связаны самые большие сложности?
- Норматив – 10
рабочих дней, в этот срок мы обязаны дать ответ или позитивный, или негативный.
Вопрос в другом. Расчетная численность инспекторов для
проведения такой работы – 1900 человек, реально сейчас этим занимаются 5 - да,
именно 5 - сотрудников инспекции. Когда обсуждался проект постановления №602,
мы соглашались на него с условием, что получим штатную численность,
Министерство регионального развития обещало поддержать нас на уровне Кабмина.
Однако все договоренности нарушены, в результате у нас в этом направлении абсолютно нечеловеческие нагрузки. Причем это главная для
нас проблема не только по выдаче заключения об
экономической обоснованности тарифов – кроме этой работы, за нами контроль за
формированием и применением цен на большой перечень социально значимых
продовольственных товаров и тысяч наименований лекарств. Какая ситуация на
рынке лекарств, вам, я полагаю, известно. Исходя из общего
объема полномочий штат должен быть 4 тысячи человек, реально – 150
человек. Решение о штатной численности принималось с голоса за
заседании Кабмина почти 2 года назад, но с тех пор
объем поставленных задач увеличился в 10 раз, а штатная численность осталась
прежней. Мне 2 года – с 2012 до 2014-го - не могли назначить заместителя,
а месяц назад пошел на повышение мой первый заместитель, с тех пор у нас – 2
вакансии на руководящем уровне. Причем вопрос не в отсутствии кандидатур, а в
том, что Министерство экономразвития по непонятным мне причинам
просто игнорирует необходимость решения проблем инспекции. Но зато примерно раз
в полгода озвучивается необходимость инспекцию или ликвидировать, или еще
больше ослабить – а при этом недовольство населения ценами и тарифами только
нарастает, нарастает, нарастает. В прошлом году социологическая группа
«Рейтинг» проводила исследование «Проблемы, которые беспокоят граждан». И
проблему необходимости контроля за ценами люди
поставили на 1 место среди проблем, которые волнуют их лично. Я уверен,
что последние политические события акценты изменили лишь временно, потому что
вопросы экономического положенния всегда будут волновать людей больше, чем
политика.
- Имеют ли место
больше факты преднамеренного или непреднамеренного завышения тарифов на
комуслуги? С чем это связано?
- Главная
проблема, на мой взгляд, заключается в том, что на местах мало
высококвалифицированных кадров. В крупных городах – более-менее понятная
кадровая ситуация, а вот в поселковых и городских советах, сельсоветах –
совершенно иная. Да, часто пытаются манипулировать сознательно, пользуясь
монопольным положением и тем, что «лишних» 5 копеек потребители «не чувствуют»,
а в результате получаются миллионы. С другой стороны – как трактовать,
например, попытки многоотраслевых предприятий перекладывать расходы по
одному виду услуг, где есть прибыль, на тот, который прописан как убыточный,
попытки учесть в тарифах те работы, которые должны проводиться за счет местных
бюджетов?
-Часто ли бывают
такие случаи, когда местная власть, имея влияние на коммунальщиков, заставляла
их уменшать тарифы на услуги? За счет чего это возможно?
-Мы не ведем
такой статистики, наша работа – анализировать и проверять документы. Но я бы
хотел напомнить, что органы местного самоуправления должны устанавливать тарифы
на экономически обоснованном уровне – то есть тариф должен покрывать затраты
предприятия на оказание услуги. И если власти принимают сознательное решение о
его занижении, например, по политическим причинам, то должны компенсировать предприятиям
убытки. А демагогия приводит только к тому, что канализация по улицам течет
годами.
-Какие механизмы
будет иметь Госценинспекция в нових условиях, если проект постановления КМУ
«Про внесення змін до порядків, затверджених
постановами КМУ від 26 липня 2006 року №1010 та від 1 червня 2011 року №869»
будет принят?
- За нами
останется право проведения проверок. Это не такой эффективный механизм, как
предварительный контроль, и, думаю, сильно пострадают граждане.
-Ваши рекомендации
по улучшению системы контроля за формированием тарифов
в ЖКХ.
- Моя позици такова: получение экспертного заключения
Госценинспекции перед утверждением тарифов на местах должно быть обязательным.
Я уже приводил статистику - нарушения выявляются в 81% случаев. Однако
для этой работы нужна адекватная штатная численность инспекции. Я был и остаюсь
сторонником жесткой государственной политики в сфере контроля, которая не может
и не должна быть заменена «либерализмом». Все развитые экономики – это системы
с высоким уровнем государственного контроля, который обеспечивает такую простую
вещь, как порядок.
Беседовал Ярослав
Дмитренко